✅3D-моделирование
✅Социальное проектирование
Дата: 14 мая 2021г
УТВЕРЖДЕНО
приказом начальника Юго-Восточной детской железной дороги
от «27»апреля 2021 г. № 14
ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсе «ШАГ К МАСТЕРСТВУ»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения Конкурса «Шаг к мастерству» и условия участия в нём.
1.2. Организаторы Конкурса: Юго-Восточная детская железная дорога – структурное подразделение Юго-Восточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (далее – ЮВДЖД).
1.3. Конкурс проводится при поддержке администрации г. Лиски и Лискинского района.
2. Цели и задачи
2.1. Цель Конкурса:
- популяризация и развитие интеллектуально-творческих, проектно-конструкторских и научно-технических интересов воспитанников Юго-Восточной детской железной дороги, учащихся школ и студентов.
2.2. Задачи:
- повысить мотивацию детей и подростков к научно-техническому творчеству, изобретательской и рационализаторской деятельности;
- организовать публичное представление обучающимися объединений ЮВДЖД и муниципальных кружков технического творчества конструкторско-технологических, творческих, исследовательских работ и проектов;
- организовать информационную поддержку перспективных разработок и творческих достижений детей и молодёжи;
- выстроить взаимодействие учреждений, организаций и проектных команд, работающих в сфере научно-технического творчества детей и молодежи на полигоне Юго-Восточной детской железной дороги;
- выявление и поддержка талантливых детей.
3. Участники Конкурса
3.1. В Конкурсе принимают участие воспитанники ЮВДЖД, школьники и студенты среднего профессионального образования под руководством педагогических работников образовательных организаций.
3.2. Формат Конкурса – командные и личные соревнования.
3.3. Регистрация на конкурс осуществляется руководителем команды (из числа педагогических сотрудников) по ссылке (https://forms.gle/BjtWvvTeFP4YUynN9) или по установленной форме (Приложение 1) в срок до 13.05.2021 г. на e-mail: dzd36@ya.ru.
3.4. Максимальное количество команд по каждой компетенции определяется регламентом соревнований. При избыточном количестве заявок на участие в Конкурсе, преимущество отдается образовательным организациям, подавшим заявку в более ранние сроки.
3.5. Принимая участие в Конкурсе, участники дают свое согласие на обработку персональных данных, указанных в заявке, с учетом требований Федерального Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
4. Подготовка и проведение Конкурса
4.1. Конкурс проводится по пяти компетенциям:
«Техническое моделирование и макетирование» - изготовление моделей железнодорожной техники по заданному шаблону.
Состав команды: 2 человека
Максимальное количество команд: 12
Необходимые компетенции участников: умение выпиливать и обрабатывать детали по шаблону из дерева.
Необходимое оборудование: 3 ручных исправных лобзика с набором пилок.
Время выполнения задания – 2 часа.
Конкурсное задание выдаётся командам непосредственно в день соревнования.
«Стендовое моделирование» - представление и защита моделей и макетов железнодорожной техники, объектов железнодорожной инфраструктуры и др.
Компетенция предполагает индивидуальное и коллективное (до 3-х человек) участие.
Максимальное количество команд: без ограничений
«Робототехника» - спортивные соревнования роботов в категории «Чертёжник» и «Сумо», а также проектная категория «Железные дороги: сквозь время и расстояния»
Состав команды: до 2-х человек, допускается индивидуальное участие.
Максимальное количество команд: 12 в каждой категории.
Соревнования проводятся в соответствии с регламентами по заявленным категориям (Приложение 2).
«Инженерный дизайн» - создание 3D-модели изделия с возможностью его печати на 3D-принтере.
Состав команды: 1 человек
Максимальное количество команд: 8
Необходимые компетенции участников: знание основ черчения (виды и проекции, умение сделать эскиз детали, умение читать чертежи), умение читать простой чертеж, умение работать в 3d-редакторе, владение навыками моделирования, умение сохранять объект в требуемом формате.
Необходимое оборудование: предоставляется ПК (с установленным ПО: Компас 3D), разрешается использование собственных ноутбуков с установленным ПО.
Конкурсное задание выдаётся командам непосредственно в день соревнования.
«Социальное проектирование» - оформление, представление и защита проектов и идей, нацеленных на создание нового конкурентоспособного продукта, имеющего потенциал в технико-экономическом совершенствовании железнодорожного транспорта или социально-ориентированной услуги по повышению качества обслуживания пассажиров и улучшению условий труда сотрудников.
Для участия в номинации «Социальное проектирование» образовательное учреждение формирует команду (в количестве 2 - 5 человек) и проводит работу по сбору информации для проекта в соответствии заданием-кейсом (Приложение 3), продумывает и оформляет защиту своего проекта.
Максимальное количество команд: 5
Формат Конкурса: представлению и защите проектных работ.
4.2. Во время Конкурса участникам запрещено:
- наносить ущерб площадке, полям, материалам и оборудованию, используемых для соревнований, а также роботам, проектам и оборудованию других команд;
- применять опасные предметы или меры, которые могут препятствовать проведению соревнований;
- приносить еду или напитки в зону проведения конкурсов.
4.3. Регламент Конкурса «Шаг к мастерству»:
Подача заявок на участие в Конкурсе – до 13 мая 20121 г. (включительно).
Дата проведения конкурса – 14 мая 2021 года.
Место проведения: Воронежская область г. Лиски ул. Трудовые резервы д. 70/1, тел. 8 (47391) 7-34-08, Юго-Восточная детская железная дорога.
4.4. Регламент проведения Конкурса определён Приложением 4 настоящего Положения.
5. Подведение итогов и награждение победителей
5.1. Победители и призёры Конкурса определяются в каждой из компетенций.
5.2. Подведение итогов Конкурса осуществляется жюри, сформированным из числа экспертов соответствующей конкурсной компетенции.
5.3. Победители, призёры и участники награждаются дипломами, сертификатами и ценными призами.
_____________
Приложение 2
к Положению о конкурсе «Шаг к мастерству»
Регламент проведения соревнований по компетенции «Робототехника»
К участию в соревнованиях допускаются команды, использующие для изучения робототехники Lego и другие учебные конструкторы.
Команда состоит из двух участников (операторов). Один из членов команды – капитан. Возможно индивидуальное участие. Для команды возможно участие, как в отдельных категориях соревнования, так и в нескольких.
Соревнования проводятся по различным категориям:
Категория «Чертёжник»
1. Поле
1.1. Размеры игрового поля 1200х900 мм, рис. 1.
Рис 1. Пример расстановки точек на поле и пример отрезков
1.2. Поле представляет белую ровную поверхность, на которой можно рисовать.
1.3. На поле нанесены черные точки (диаметр 40 мм), вокруг которых нарисованы окружности (диаметр 100 мм).
1.4. Количество точек, их расположение, точка СТАРТА, точка ФИНИША и шаблон рисунка, состоящего из N отрезков, объявляется в день соревнований, но не менее чем за 2 часа до начала заездов.
2. Требования к роботу
2.1. Максимальный размер робота 250х250х250 мм. Во время попытки робот не должен превышать максимально допустимые размеры. Маркер, установленный на роботе, в зачет размера не принимается.
2.2. Робот должен быть автономным и может быть собран на любой базе программируемых робототехнических конструкторов.
2.3. Количество используемых моторов – не более 3.
2.4. Нельзя пользоваться датчиками, за исключением датчика поворота мотора, встроенного в сервопривод и датчика касания для запуска робота. Пользоваться датчиками запрещено в том числе и в процессе отладки робота, а также запрещено использование любых приспособлений для позиционирования.
2.5. Маркер может быть закреплен с помощью канцелярских резинок или любых других деталей. Маркер выдается организаторами соревнования в день заездов.
2.6. Движение роботов начинается после команды судьи и нажатия оператором кнопки RUN или с помощью датчика касания.
3. Правила проведения состязаний
3.1. Цель робота – за минимальное время проехать по полю, начертив заданный рисунок из N отрезков с помощью закрепленного маркера.
3.2. Количество попыток – 2.
3.3. Перед началом попытки робот ставится так, чтобы опущенный маркер находился в центре круга точки СТАРТА, направление участник определяет самостоятельно.
3.4. После начала попытки робот должен соединить точки таким образом, чтобы переместиться из точки СТАРТА в точку ФИНИША, объявленных судьей, построив заданную фигуру.
3.5. Точки должны быть соединены прямой линией, образуя при этом отрезок. Линии, не являющиеся прямыми (например, дуги), являются линиями, отличающимися от шаблона, т.е. за них начисляется штрафной балл.
3.6. Соединение пары точек считается отдельным отрезком. Каждое повторное соединение пары точек считаются отдельными отрезками и увеличивает количество нарисованных отрезков на единицу.
3.7. Последовательность прохождения точек не имеет значения.
3.8. Окончание попытки фиксируется либо в момент полной остановки робота, либо по истечении 2 минут, либо при выходе робота за границы поля. Досрочная остановка попытки участником – запрещена. При выходе робота за границы поля в зачет принимается результат по баллам и фиксирование времени в 120 секунд.
3.9. Если робот дисквалифицирован в данном заезде, то в протоколе фиксируется время в 120 секунд и максимальная сумма штрафных баллов.
3.10. При остановке робота в точке ФИНИША, маркер должен быть в опущенном положении.
4. Подсчет баллов и определение победителя
4.1. Задание состоит из N-го количества отрезков. Если робот начертил не более N отрезков:
a) за каждую пару правильно соединенных контрольных точек участник получает:
- 50 баллов, если отрезок начинается и заканчивается в зоне закрашенных точек;
- 25 баллов, если отрезок начинается или заканчивается в зоне окружности;
b) 0 баллов, если отрезок не соединяет точки, то есть за пределами окружности, при этом хотя бы за пределами одной точки.
c) штраф 100 баллов, если отрезок отличается от шаблона и соединяет точки, в том числе в зоне окружности.
4.2. Если робот начертил более N отрезков, тогда за каждый отрезок участник получает:
a) за каждую пару правильных контрольных точек:
- 50 баллов, если отрезок начинается и заканчивается в зоне закрашенных точек и совпадает с шаблоном;
- 25 баллов, если отрезок начинается или заканчивается в зоне окружности;
- 0 баллов, если отрезок начинается или заканчивается вне зоны окружности;
b) штраф 100 баллов, если отрезок отличается от шаблона.
4.3. При повторном соединении пары точек:
a) правильные контрольные точки – положительный балл за все отрезки между этими точками не начисляются;
b) точки, отличающиеся от контрольных – штрафной балл начисляется, но только как за один отрезок.
4.4. При полном соблюдении условия начала движения из точки СТАРТА, завершения движения в точке ФИНИША (с опущенным маркером) и правильно соединенных не менее одной пары точек – дополнительно начисляется 50 баллов.
4.5. В зачет принимаются суммарные результаты попыток: сумма баллов
и сумма времени.
4.6. Победителем будет объявлена команда, получившая наибольшее количество очков.
4.7. Если таких команд несколько, то победителем объявляется команда, потратившая на выполнение заданий наименьшее время.
Внимание!
Запрещается использование собственных маркеров во время заездов и отладки в день соревнований, в случае нарушения – дисквалификация.
Категория «Сумо»
1. Поле
1.1. Белый круг диаметром 1 м с чёрной каёмкой толщиной в 5 см, рис 2.
1.2. В круге красными полосками отмечены стартовые зоны роботов.
1.3. Красной точкой отмечен центр круга.
2. Требования к роботу
2.1. На роботов не накладывается ограничений на использование каких- либо комплектующих, кроме тех, которые могут как-то повредить поверхность поля.
2.2. Во время всего раунда:
- размер робота не должен превышать 250x250x250 мм.
- вес робота не должен превышать 1 кг.
2.3. Робот должен быть автономным.
2.4. Робот, по мнению судей, намеренно повреждающий других роботов, или как-либо повреждающий покрытие поля, будет дисквалифицирован на всё время состязаний.
2.5. Перед матчем роботы проверяются на габариты и вес.
2.6. Конструктивные запреты:
- запрещено использование каких-либо клейких приспособлений на колесах и корпусе робота;
- запрещено использование каких-либо приспособлений, дающих роботу повышенную устойчивость, например, создающих вакуумную среду;
- запрещено создание помех для ИК и других датчиков робота- соперника, а также помех для электронного оборудования;
- запрещено использовать приспособления, бросающие что-либо в робота-соперника или запутывающие его;
- запрещено использовать жидкие, порошковые и воздушные вещества в
качестве оружия против робота-соперника;
- запрещено использовать легковоспламеняющиеся вещества;
- запрещено использовать конструкции, которые могут причинить физический ущерб рингу или роботу-сопернику;
- роботы, нарушающие вышеперечисленные запреты снимаются с соревнований.
2.7. Участники имеют право запускать разные программы роботов в каждом раунде.
3. Условия состязания
3.1. Состязание проходит между двумя роботами. Цель состязания –вытолкнуть робота-противника за черную линию ринга (или столкнуть с подиума).
3.1.1. Перед началом состязания роботы устанавливаются на отметке следующим образом: один робот стоит лицом, а другой спиной к судье.
3.2. После начала состязания роботы должны выполнить поиск противника, после чего начать двигаться по направлению друг к другу до столкновения. После столкновения роботы могут маневрировать по рингу как угодно.
3.3. Если робот хотя бы одним колесом оказывается за пределами черной линии, роботу засчитывается проигрыш в раунде (если используется поле в виде подиума, то проигрыш засчитывается, если робот любой своей частью касается поверхности за пределами подиума).
3.4. Если по окончании раунда ни один робот не будет вытолкнут за пределы круга, то выигравшим раунд считается робот, находящийся ближе всего к центру круга.
3.5. Если победитель не может быть определен способами, описанными выше, решение о победе или переигровке принимает судья состязания.
3.6. Во время проведения состязания участники команд не должны касаться роботов.
4. Проведение Соревнований.
4.1. Соревнования состоят из серии матчей. Матч определяет из двух участвующих в нём роботов наиболее сильного. Матч состоит из 3 раундов по 30 секунд. Раунды проводятся подряд.
4.2. Соревнования состоят не менее чем из двух попыток (точное число определяется оргкомитетом). Попытка — это совокупность всех матчей в которых участвует каждый робот минимум 1 раз.
4.3. Перед первой попыткой и между попытками команды могут настраивать своего робота.
4.4. До начала попытки команды должны поместить своих роботов в область «карантина». После подтверждения судьи, что роботы соответствуют всем требованиям, соревнования могут быть начаты.
4.5. Если при осмотре будет найдено нарушение в конструкции робота, то судья дает 3 минуты на устранение нарушения. Если нарушение не будет
устранено в течение этого времени, команда не сможет участвовать в состязании.
4.6. После помещения робота в «карантин» нельзя модифицировать или менять роботов (например: загрузить программу, поменять батарейки) до конца попытки.
4.7. Матч выигрывает робот, выигравший наибольшее количество раундов. Судья может использовать дополнительный раунд для разъяснения спорных ситуаций.
4.8. После объявления судьи о начале раунда, роботы выставляются операторами рядом с красными линиями, один робот стоит лицом, а другой спиной к судье
4.9. После сигнала на запуск роботов операторы запускают программу.
4.10. После начала состязания роботы должны выполнить поиск противника, после чего начать двигаться по направлению друг к другу до столкновения.
4.11. После запуска роботов операторы должны отойти от поля более чем на 1 метр в течении 5 секунд.
4.12. Если роботы не сталкиваются в течение 5 секунд после начала раунда, то робот из-за которого, по мнению судьи, не происходит столкновения считается проигравшим в раунде.
4.13. Если роботы едут по прямой и не успевают столкнуться за 5 секунд, то робот находящийся дальше от центра поля считается проигравшим в раунде.
5. Судейство
5.1. Оргкомитет оставляют за собой право вносить в правила состязаний любые изменения, если эти изменения не дают преимуществ одной из команд.
5.2. Судья может использовать дополнительные раунды для разъяснения спорных ситуаций.
5.3. Если появляются какие-то возражения относительно судейства, команда имеет право в устном порядке обжаловать решение судей в Оргкомитете не позднее окончания текущего раунда.
5.4. Переигровка раунда может быть проведена по решению судей в случае, если в работу робота было постороннее вмешательство, либо, когда неисправность возникла по причине плохого состояния игрового поля, либо из-за ошибки, допущенной судейской коллегией.
5.5. Члены команды и руководитель не должны вмешиваться в действия робота своей команды или робота соперника ни физически, ни на расстоянии. Вмешательство ведет к немедленной дисквалификации.
6. Правила отбора победителя
6.1. По решению оргкомитета, ранжирование роботов может проходить по разным системам в зависимости от количества участников и регламента мероприятия, в рамках которого проводится соревнование. Рекомендуемая система: роботы соревнуются каждый с каждым
Категория «Проектные работы»
1. Тема проектных работ
1.1. Категория «Проектные работы» посвящена теме: «Железные дороги: сквозь время и расстояния».
Железнодорожные пути проложены в самых разных климатических зонах – от субтропиков до Арктики. В России невозможно было применять типовые проекты, архитекторы и инженеры каждый раз создавали уникальный объект. Железные дороги пережили революцию и две мировые войны.
1.2. Данный конкурс предполагает разработку проекта изобретения, которое способствовало или в возможном будущем будет способствовать развитию железных дорог.
2. Задание:
2.1. Изучить историю событий и технических достижений, связанных с железными дорогами; найти сведения об изобретателях и изобретениях, сделать презентацию (в электронном и бумажном виде) на тему «Железные дороги: сквозь время и расстояния» (количество слайдов: 5-7). Можно посвятить работу, проектам изобретений, которых ещё нет, но они могут быть реализованы в будущем.
2.2. Сконструировать и изготовить образцы изобретений или воспроизвести работу данного изобретения. Возможно использовать любые виды и типы деталей, в том числе и изготовленных собственноручно.
2.3. Написать программу, которая позволит продемонстрировать функциональные возможности конструкции. Элементы интеллектальной системы, датчиков и сенсоров могут быть использованы из набора Lego WeDo, Lego NXT, Lego EV3, Знаток и других образовательных конструкторов.
3. Правила отбора победителя
Проекты будут оценены по следующим критериям:
- Соответствие заявленной тематике;
- Функциональность конструкции;
- Презентация и защита проекты;
- Особое мнение жюри
Приложение 3
к Положению о конкурсе «Шаг к мастерству»
Проектное задание для участников конкурса «ШАГ К МАСТЕРСТВУ»
(в компетенции «Социальное проектирование»)
1. ВВЕДЕНИЕ
Сегодня ОАО «РЖД» представляет собой крупнейшую инфраструктурную компанию. Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.
Опорой инновационного развития компании является активная молодёжь. Их проекты – основа движения вперёд. Предлагаем и вам, уважаемые участники, внести свой вклад в дело совершенствования работы железнодорожного транспорта.
2. ТЕМА И НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
Повышение клиентоориентированности холдинга «РЖД» и создание новых сервисов для пассажиров
3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ
Вам предлагается принять участие в создании проекта, направленного на повышение качества обслуживания пассажиров.
Этап 1. Обозначение проблемы и выдвижение гипотезы:
Совместно с командой проведите исследование (опрос, интервью, изучение статистики в интернете и печатных изданиях) о том, насколько люди, путешествующие железнодорожным транспортом, удовлетворены сервисом на вокзалах, в поезде или электричке. Выберите одну проблему, решение которой могло бы существенно улучшить сервис для пассажиров.
Этап 2. Поиск идей и вариантов решения
Проанализируйте проблему с точки зрения внедрения новых цифровых решений, применения новых технологий и материалов, работы с коллективом с целью определения ключевых моментов, которые могли бы повысить качество обслуживания пассажиров.
Этап 3. Прототипирование и тестирование
На этом этапе ваши идеи воплощаются в реальном мире, но пока в форме наглядного образца, игровой сцены, рисунка, схемы и т.д.
Этап 4. Презентация и защита проекта
Расскажите о своём проекте, используя стендовую защиту, презентацию прототипа и др. Получите экспертную оценку.
Приложение 4
к Положению о конкурсе «Шаг к мастерству»
Регламент проведения конкурса «Шаг к мастерству»
Дата проведения: 14 мая 2021 года
Место проведения: Юго – Восточная детская железная дорога,
Воронежская обл., г. Лиски, ул. Трудовые Резервы, 70/1.
12-00 – 12-30 – Регистрация команд и индивидуальных участников, посещение мастер – классов /холл ЮВДЖД, локации мастер-классов
12-30 – Открытие, представление членов жюри и номинаций конкурсов / актовый зал
13-00 – 14-40 – проведение конкурсов, соревнований, защита стендовых моделей и презентация проектов/ локации конкурсов:
Робототехника (сумо и чертёжник) – класс вагонного хозяйства
Стендовое моделирование и робототехника (проекты) – помещение буфета и холл на первом этаже
Социальное проектирование – учебные классы второго этажа учебного корпуса, актовый зал
Железнодорожное моделирование – мастерские депо
3-Д моделирование – компьютерный класс
14-40 – защита проектов в номинации «Социальное проектирование», голосование за лучший проект/ актовый зал
15-00 – награждение победителей